Подконтрольная территория. Нужно ли столько проверочных работ в школах?

Подконтрольная территория. Нужно ли столько проверочных работ в школах?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 40. Сколько лет копить на безбедную старость? 06/10/2021

Подконтрольная территория. Нужно ли столько проверочных работ в школах?

Количество контрольных работ в школах удивило уже даже президента. Он поручил сократить их число. Отчитаться о выполнении поручения чиновники должны до 1 июля 2022 г.

Нервничают из-за ЕГЭ

Подконтрольная территория. Нужно ли столько проверочных работ в школах?

«Вопрос о большом объёме контрольных и проверочных работ ещё полгода назад был поставлен родительским сообществом и рассматривался на профильном комитете Госдумы с участием руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, — говорит 1-й зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. — Глава ведомства признал, что до 30% времени в школах уходит на контрольные и проверочные работы».

Почему стало так много контрольных?

Подконтрольная территория. Нужно ли столько проверочных работ в школах?

«Существуют три вида оценочных процедур — федеральные, региональные и школьные. Федеральный уровень — это всем хорошо знакомые Всероссийские проверочные работы (ВПР), а также диагностические работы в рамках национальных и международных исследований качества образования, — поясняет зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — На уровне субъектов Федерации проводятся региональные диагностические предметные и метапредметные диагностики». Духанина отмечает, что расписание контрольных школа вправе устанавливать сама, однако не всегда педагоги знают меру. Рост числа контрольных и проверочных происходит на всех уровнях. И это не может не отражаться на детях и учителях.

В двух обязательных для школы СанПиНах, принятых в конце 2020-го и начале 2021 г., требования к организации и порядку проведения контрольных работ отсутствуют. И часто, если класс не справляется с программой или систематически нарушает дисциплину, учитель дополнительно стимулирует учеников проверочными работами.

Согласно опросу фонда «Национальные ресурсы образования» среди 2 тыс. учителей, 28% педагогов не устраивает объём требований к школьникам по их предмету. Но часто вместо прохождения программы учителя тратят время на натаскивание детей на ВПР. О таких просьбах или указаниях от администрации сообщили 31% опрошенных. Это притом что Минпросвещения и Рособрнадзор уточняют: специально готовить школьников к ВПР не нужно. «Школы очень нервничают по поводу результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, — считает Смолин. — И потому уже со 2-го класса начинают применять задания с выбором ответов, которые не развивают детей, а скорее наоборот, формируют клиповое мышление».

Читайте также:  Солженицын в небе. Фильм «Иван Денисович» - вакцина от патриотизма?

Больше проверок — меньше знаний

Вот и выходит: вместо того чтобы давать детям знания, их бесконечно проверяют. А когда им учиться? Дома с родителями? Или с репетиторами?

«Я сравнил советский учебный план с современным, — продолжает Смолин. — Так вот, количество часов иностранного языка и обществознания увеличено вдвое. Уроки русского, истории, литературы, географии, а также математики, физики, химии, биологии сокращены от 15% до 1,5 раз. Это все те предметы, которые должны обеспечивать модернизацию страны (инженерное, агрономическое, медицинское образование и т. д.) либо общероссийскую гражданскую идентичность. При этом объём материала остался тем же или даже увеличился. Дети не успевают понять одно, как им пытаются втолковать другое. Результат — они знают гораздо меньше, чем их ровесники из СССР. Плюс многие современные школьные учебники больше напоминают вузовские. А если 30% времени вы отдаёте на проверочные работы, то ещё больше сокращаете возможность усвоить материал».

Особенно переоценено обществознание. «В моё время этот предмет изучался в выпускном классе, — отмечает Смолин. — Потом его стали вводить с 9-го. Сейчас учат с 6-го класса. Мне как обществоведу, доктору философских наук положено вроде бы это хвалить. Но подавляющая часть материала из учебников ученику 6−7-го и даже 8-го класса малодоступна. Тем более что дети по социальному опыту сейчас менее развиты, чем были в советское время, хоть и более сведущи в информационных технологиях. Поэтому для 12—13-летних такие уроки бессмысленны. Лучше бы дети больше читали».

Так что с поручением президента? «Перед началом нового учебного года Минпросвещения и Рособрнадзор выпустили рекомендации для школ, — напоминает Духанина. — Им советуют проводить контрольные в одном классе по каждому предмету не чаще одного раза в 2,5 недели; отводить на них не более 10% от времени, положенного на изучение предмета; не проводить контрольные на первом и последнем уроках; не ставить в расписание больше одной контрольной в день. Поручение президента в первую очередь потребует пересмотра способа достижения высокого качества образования: не через выполнение большого числа типовых процедур, а через развитие способностей мышления, воображения, понимания школьников».

Читайте также:  На мать, оставившую детей запертыми в квартире в Приангарье, заведено дело

Увы, но в школах не спешат выполнять даже эти рекомендации. Учебный год только начался, а дети написали уже не одну контрольную.

Подконтрольная территория. Нужно ли столько проверочных работ в школах?

«Очевидно, что с контролем наши образовательные чиновники перебрали, — убеждён председатель комиссии Мосгордумы по образованию, заслуженный учитель РФ Евгений Бунимович. — Да так, что дело дошло до поручения президента. Это говорит о больших дырах в системе исполнительной власти. Нелепо, когда такими вещами вынужден заниматься глава государства. Нужно заниматься не подсчётом контрольных, а изменить саму форму проверки знаний. Сейчас благодаря дистанту создано очень много маленьких тестов, проверочных работ в электронной форме. Ими может пользоваться учитель, чтобы понять, что усвоили ученики, вместо классической контрольной, которую все боятся. Учитель даёт 2−3 вопроса по теме, дети сразу выдают ответ на компьютере или другом электронном носителе, а учитель тут же видит, у кого какие пробелы. Конечно, творческие, глубокие задачи так не проверишь. Но базовые — легко».

Ещё важнее менять систему оценки проверочных работ. «В советской школе главным критерием оценки было то, сколько ошибок и недочётов учитель нашёл в работе ученика по сравнению с образцом, — говорит Евгений Бунимович. — Сейчас мы пытаемся сделать наоборот: убедить педагогов отмечать и учитывать плюсы — что получилось у ребёнка, а не ловить его на том, что не получилось. Ведь именно от позитивной оценки зависит и мотивация, насколько ребёнок будет хотеть учиться. Но это трудно доходит до людей. Учителя, которые сами прошли советскую школу, воспринимают новый подход тяжело».

Подконтрольная территория. Нужно ли столько проверочных работ в школах?

Источник aif.ru

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *