Еженедельник «Аргументы и Факты» № 38. Семья… или три я. «Ячейка общества»: опора или обуза? 22/09/2021
Лучшие репетиторы могут зарабатывать до 300−400 тыс. руб. в месяц. Причём живя не только в Москве, но и в регионах.
Сколько стоят пятёрки?
С началом учебного года вновь оживился спрос на репетиторов. Благодаря развитию онлайн-технологий их услуги стали ещё доступнее. Теперь не нужно ехать к преподавателю на дом или ему к ученику, обоим достаточно иметь компьютер, подключённый к интернету. Выбор на рынке образовательных услуг огромный и цены разные. Преподавателя английского, например, из регионов можно найти за 500−600 руб. в час. Немного больше берут студенты — до 800 руб. Некоторые даже предлагают акции со скидками или дополнительными услугами. Дороже обойдутся занятия с репетиторами компаний онлайн-образования — «Фоксфорд», «Учи.ру», «Skyeng» и других. Здесь, как правило, дешевле оплачивать не один урок, а сразу несколько, многие продают только пакетами. Но есть бесплатные пробные занятия. Самые дорогие репетиторы готовят к ЕГЭ — от 4 тыс. руб. в час.
Если учитывать, что средняя цена по рынку — 1,5−2 тыс. руб. за час занятия, несложно примерно подсчитать и доход педагогов. Так как репетиторы обычно занимаются со школьниками, то могут взять ученика не раньше 14−15 часов, когда закончатся все уроки и ребёнок придёт домой. Позже 21 часа занятия тоже проводить нет смысла. Получается 5−6 часов работы в день, ведь между учениками тоже может быть минимальный перерыв, репетитору нужно подготовиться к новому уроку
Интересно вот что. «Поскольку рынок репетиторства становится нелокализованным, то цены начинают выравниваться, — отмечает завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова Константин Зискин. — Скажем, раньше блестящий учитель математики из дальнего региона всё равно зарабатывал немного, так как в регионах родители учеников беднее. А сейчас поскольку к нему могут подключиться ученики из богатых регионов, то ценник растёт».
Увы, но цена — вовсе не показатель качества. «Мои дети 3 года занимались с репетитором, живущим в соседнем доме, занятия у него стоили 2 тыс. в час, но, так как занимались сразу двое, он брал со скидкой — по 1,5 тыс. в час, — рассказала москвичка Ольга, мама близнецов. — За всё это время дети не продвинулись в английском ни на шаг. Выкинула впустую кучу денег. А потом знакомые посоветовали учительницу в возрасте из Томска. Мало того что занятия всего 550 руб. в час, так эта бабулечка нам прямо зашла, уже через несколько уроков появился прогресс!»
Кстати, репетиторство распространено не только в общеобразовательных школах, но и в спортивных, хореографических
Недоученные
Почему вдруг так резко случился бум репетиторства? Если раньше помимо школы занимались единицы, то сейчас на допуроках «сидят» почти все?
«Чем хуже работает школа, тем больше рынок репетиторства, и репетиторы здесь — как лакмусовая бумажка, — считает Константин Зискин. — Если бы у родителя была возможность не платить репетитору, он бы не платил. Но учителя в среднем демотивированы и некачественны. Их ведь берёт на работу директор, поэтому педагоги зависят от администрации школы, а та, в свою очередь, от министерства. И отчитываются перед начальством не только успеваемостью, но и воспитательной работой, множеством вещей, не имеющих прямого отношения к предмету. Репетитор заточен на то, чтобы ребёнку помочь, подготовить больше высокобалльников или победителей олимпиад. Иначе от него уйдут и не будут платить деньги. Поскольку у них бизнес и рынок, он должны быть клиентоориентированным. Учителю лично до ребёнка дела меньше. Плюс если учитель устраивает администрацию, то, каким бы он ни был — хорошим или плохим, его не так-то просто уволить».
В чём отличия сегодняшнего рынка репетиторов?
«Во время пандемии произошла очень серьёзная переструктуризация рынка, — считает руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Молодые преподаватели, освоив онлайн-технологии и предложив свои программы подготовки, конечно, завоевали этот рынок, вытеснив опытных коллег, которые занимались обычно у себя дома, приглашая на занятия по вечерам. Доходы компаний, которые смогли организовать дистанционное освоение школьной программы, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, тоже росли очень высокими темпами».
Появились различия и в статусе самих репетиторов. Раньше львиную долю репетиторов составляли вузовские преподаватели, которые готовили к экзаменам в конкретный институт. Теперь поступают по ЕГЭ. Поэтому и репетиторство во многом мигрировало в школу. Есть ещё один любопытный нюанс. «Репетиторы сейчас честнее, чем в доегэшное время, — считает Константин Зискин. — Репетиторство преподавателя вуза, по сути, было скрытой формой взятки. Человек имел какое-то влияние на приёмную комиссию, мог поправить ответы или скинуть заранее задания. А сейчас репетиторы на ЕГЭ реально повлиять не могут».
Кто не ходит за знаниями налево?
Как дела с репетиторами обстоят во всём остальном мире? Ситуация очень разная. «Наиболее авторитетное исследование провёл англичанин Марк Брей, который много лет работает в Гонконгском университете и ввёл понятие теневого образования, — говорит Ирина Абанкина. — Оказалось, что страны, которые показывают блестящие результаты по достижениям школьников в международных сравнительных исследованиях, в частности, Южная Корея, Финляндия, находятся на противоположных концах в сегменте такого теневого образования. Южная Корея тратит 2,7% ВВП, что фактически сопоставимо со всеми расходами на школьное образование. Тогда как в Финляндии расходы на репетиторство буквально ноль. Там стараются максимально провести диагностику в самой школе, индивидуализировать образовательную траекторию до достижения общих высоких результатов. Да, они отстают от Южной Кореи, но ненамного. В тройке-пятёрке лидеров обе страны».
Приводятся данные, что в Германии и Франции «теневой рынок» образования составляет 2 млрд евро в год. В некоторых странах, чтобы вывести этот рынок из тени, профессиональные репетиторы должны предоставлять свои услуги через специально созданные образовательные учреждения — ассоциации и учебные центры.
«Подготовка к различного рода тестам — причина роста репетиторских услуг», — считает директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию Университета Гонконга Марк Брей. По его мнению, такое натаскивание к экзамену наряду с индивидуальным подходом несёт и риски. Некоторые школьные преподаватели осознанно не дают весь материал на уроке, вынуждая учеников обучаться платно после основных занятий. Плюс неравенство (не все могут себе позволить оплатить репетитора), ухудшение здоровья и перегрузка учеников, а также переключение внимания детей на обязательную школьную программу, хотя время могло бы быть потрачено на отдых, увлечения, развитие своих способностей.