Гнев пресного моря. История катастрофы, названной «байкальским «Титаником»

Гнев пресного моря. История катастрофы, названной «байкальским «Титаником»

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком

Гнев пресного моря. История катастрофы, названной «байкальским «Титаником»

Для жителей европейской части России Байкал — это природная жемчужина, туристический объект, на котором очень хочется побывать, но не каждому это по карману. У тех, кто живет на берегах озера, отношение к нему совсем другое.

Суровый и священный

Байкал щедр, но и крайне суров. Знаменитая строчка «Славное море — священный Байкал» возникла не на пустом месте. В иные годы на озере фиксируется до 150 штормовых дней, и горе тем, кого гнев Байкала застанет вдали от берегов. Никто не скажет, сколько точно рыбаков, работных людей, путешественников сгинуло в этих водах за века.

В XIX веке, когда судоходство на Байкале стало более регламентированным, крушения происходили регулярно. В декабре 1869 года пароход «Иннокентий» угодил в страшную бурю, продолжавшуюся несколько дней. Обломки судна нашли в районе Ушаньих островов, из 30 человек, находившихся на борту, не выжил никто.

В 1888 году на Байкале сгинул пароход «Николай», который вел баржу с грузом хлеба. В 1900 году погиб пароход «Лебедь» с грузом чая.

К трагедиям местные жители относились со смирением, воспринимая Байкал практически как живое существо. Если разгневался он, значит, сами люди чем-то разозлили эту стихию.

Из Баргузина в Иркутск

Осенью 1901 года на озере произошла катастрофа, впоследствии названная «байкальским «Титаником». Реальное крушение океанского лайнера произойдет десятилетием позже трагедии в России, о которой сегодня мало кто помнит. Но для Байкала гибель судна «Потапов» стала случаем, не имеющим аналогов.

10 октября 1901 года из Баргузина в Иркутск вышел пароход «Иаков», которому предстояло вести за собой три судна — «Потапов» с 549 бочонками рыбы, 161 рабочим и 15 членами команды, судно Могилёва с 250 бочонками рыбы и рабочими, а также судно Шипунова с 240 бочонками рыбы и рабочими.

Сколько именно людей было на борту судов, установить сложно, поскольку на них часто перевозили пассажиров, которые нигде не были зарегистрированы. Чаще всего речь шла о рабочих и крестьянах, не имевших возможности воспользоваться оборудованными пассажирскими кораблями.

Начало путешествия было благополучным — караван дошел до деревни Кочерикова, где матросы пополнили запасы дров для топки корабельного котла. Дальнейший путь лежал через так называемое Малое Море, окружающее остров Ольхон.

Читайте также:  Москвичей предупредили об аномальном мокром снегопаде в субботу

Гнев пресного моря. История катастрофы, названной «байкальским «Титаником»

Остров Ольхон. Фото: pixabay.com

Заложники сармы

Когда «Иаков» вел суда к мысу Кобылья Голова, их настигла сарма — шквалистый ветер, вырывающийся из долины реки Сармы, впадающей в Малое Море. Он может достигать скорости в 60 метров в секунду, и для него не составляет труда вырывать из земли многолетние деревья и срывать крыши с домов. Попасть в сарму во время перехода на судне по Байкалу — это испытание, которое не пожелаешь никому.

Старенький «Иаков» с сильнейшим ветром не справлялся, пароход заваливало набок. Капитан Казимиров, опытный мореход, понял, что вытащить караван целиком он не сможет. Около четырех часов дня по его приказу обрубили канат, связывавший «Иакова» с судном Шипунова. Чуть позже собственной судьбе было предоставлено судно Могилева. Последним перерубили канат «Потапова». Лишь после того, как «Иаков» остался в одиночестве, команде удалось направить пароход в ближайшую бухту.

Двое суток «Иаков» пережидал стихию у Ольхонских ворот. После того, как сарма стихла, пароход вышел на поиски оставленных судов.

«Были дети и, вероятно, безбилетные пассажиры»

Судам Могилева и Шипунова невероятно повезло — встречи с прибрежными скалами они избежали. На обледеневших шхунах «Иаков» встретили перепуганные, но живые люди.

«Потапов» последними видели люди с борта шхуны Шипунова. Судно неумолимо несло на скалы, а после того, как оно скрылось из виду, раздался страшный треск ломающегося корпуса.

Когда добрались до места крушения, то спасать было уже некого — из воды извлекали только обломки судна и тела погибших.

Спустя сутки подошел пароход «Феодосий», на борту которого находились журналисты. Открывшаяся картина произвела на них очень тяжелое впечатление.

Репортер газеты «Восточное обозрение» писал: «На разбитой барже погибло, как говорят, около 200 человек: 161 билетный пассажир, 16 человек команды, были дети и, вероятно, безбилетные пассажиры. Вместе с ним погиб, как уже сообщалось, груз Могилёва и, кроме того, грузы Власова и Суворова и их невода числом более ста штук. Груз, конечно, не был застрахован, и рыбопромышленники, потеряв добычу, рабочих и орудия производства, разорились».

Читайте также:  В Кемеровской области ввели обязательную вакцинацию для лиц старше 60 лет

Особенно журналистам в память врезалось тело погибшей пассажирки: «Женщина так крепко прижала к своей груди кусок стёганого детского одеяла, что контуры ручных мускулов рельефно обрисовались. Конечно, не одеяло, а ребёнка она прижимала к своей груди в момент смерти…»

Погибали целыми семьями

11 ноября 1901 года в Иркутске архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон отслужил панихиду по всем жертвам трагедии. Тела многих из них Байкал так и не отдал.

В ходе расследования причин случившегося специалисты пришли к выводу, что пароход «Иаков» в силу своих технических характеристик и изношенности вообще не подходил для проводки судов по Байкалу в октябре, когда капризы погоды на озере крайне непредсказуемы.

На «Потапове» погибали целыми семьями: Влас, Андрей и Евгения Чуйко, Вавила и Марфа Трофимовы и их дети Алексей, Константин и Аввакуум, Иван и Лукерья Кишкины с 2-летней дочерью Екатериной, Михаил и Анна Нефедьевы с сыновьями Василием (2 года) и Алексеем (4 месяца)…

В том месте, где погиб «Потапов», крушение не было первым. Расположенный рядом мыс даже получил говорящее название — Покойники.

Да и трагедия «Потапова» ничего принципиально не изменила: годом позже в аналогичной ситуации экипаж парохода «Александр Невский» в том же районе обрубил канаты, связывающие судно с буксируемыми им баржами. В результате те, кто оказался на брошенных баржах, погибли.

Лишь в советские времена судоходство на Байкале удалось сделать более безопасным. А крушение «Потапова» и сегодня остается самым крупным по числу жертв в истории самого большого пресного озера на планете.

Источник aif.ru

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *